Мотоцикл латвийского производства "Pandera" до сих пор на ходу!
Pandera (Пандер, 1936—1938, Латвия) — единственный спроектированный мотоцикл на заводе ВЭФ (Рига), сконструированный Арнольдом Пандерсом (Arnolds Panders, Alexandr Panders). Выпущено около 2— машин. В разработке транспортного средства принимал участие и авиаконструктор Карлис Ирбитис. Карлису Ирбитсу приписывают разработку дизайна мотоцикла.
Инженер рижского завода ВЭФ А. Пандерс в 1932 году запатентовал собственную конструкцию мотоцикла «Пандера». Прототип мотоцикла был завершен в 1937 году. Во второй половине 30 годов была изготовлена установочная партия мотоциклов Pandera. Точное количество изготовленных мотоциклов неизвестно, но единственный сохранившийся экземпляр Пандеры имеет номер рамы 301. В 1938 году, на улице Smilšu был зарегистрирован патент электростартера Пандеры. Владельцем единственного экземпляра мотоцикла Pandera является Гвидо Адамсон (латыш. Gvido Ādamsons). Гвидо Адамсонс приобрёл мотоцикл в 1985 году. В 2009 году, после реставрации мотоцикла, он зарегистрировал его в Дирекции безопасности дорожного движения (CSSD) под маркой «Pandera».
Технические характеристики Мотоцикл был сделан по американскому образцу. Мотоцикл Pandera был оснащен оригинальным латвийским электростартером и двигателем. По мнению некоторых специалистов, электростартер мотоцикла Pander был запатентован раньше «Harley-Davidson», в 1938 году . Газеты того времени писали:
«А. Пандерс подходит к мотоциклу и стартует сразу, пока остальные пытаются завести (привести в действие) свои мотоциклы (spēkrates)» Мотоцикл Pandera имел V-образный нижнеклапанный двигатель рабочим объёмом 750 см³, который поперечно располагался в трубчатой изогнутой раме. Сохранился номер на двигатели 002 и 003, это позволило сделать предположение о двух-трёх экземплярах этой машины. Передняя вилка была сделана параллелограммной. Конструкция мотора являлась собственной работой Арнолдса Пандерса. Двигатель мотоцикла не был адаптирован, его создал и отлил Пандерс в кузнице на улице Akmens. Источники Энциклопедия мотоциклов (изд. «За рулем», 2003 г., страница 419) VEF motocikls Latvijai — Latvijas avīze, Arnis Blodons, 2009
Autors ABU Кому не понятно- переводчик слева вверху.
СПРАВКА: Конструктор мотоцикла – латыш Арнольдс Пандерс, но в его создании принимал участие и авиаконструктор Карлис Ирбитис, произведенный на заводе ВЭФ. Прототип мотоцикла был завершен в 1937 году, и «Пандера» технологически опередила свое время как минимум на несколько десятков лет. «Харлей-Дэвидсон» запатентовал электрический стартер в начале 60-х годов 20 века, но Пандерс зарегистрировал патент на электрический стартер на улице Смилшу примерно в 1938 году. Даже тогдашняя пресса писала, что «Пандер подходит к мотоциклу и сразу же заводится, а остальные пытаются завести свои машины». Конструкция двигателя и двигатель также являются его собственным творением. Это не модифицированный двигатель, сделанный в Германии или Англии. Двигатель был создан и отлит в мастерской на улице Акменс. Автор мотоцикла ездит на своем мотоцикле по дорогам Латвии с 1937 года. Возможно, эта машина предназначалась для нужд латвийской армии, может быть, даже сил обороны Прибалтики, однако это единственный прототип и больше экземпляров так и не увидели свет. «По своему конструктивному решению «Пандера» опережает автомобили, выпускавшиеся в крупнейших автомобильных странах того времени, и даже в сегодняшнем понимании V-образный силовой агрегат объемом 750 кубических сантиметров является двигателем нормального объема. электростартер,что было технической революцией в те годы,странно что ни русские ни немцы не использовали эти знания при разработке мотоциклов.К сожалению сегодня мировые технологии сильно развились и мы их уже не догоняем.Но что-то уникальные, единичные, может быть, кто-то еще будет производить в Латвии».
Рассказ о латвийском мотоцикле VEF Pandera, который в некотором аспекте опередил Harley-Davidson. На этом мотоцикле уже в 1937-м году был применён электростартер. Приятного просмотра! Идея сюжета подсказана одним из зрителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий