пятница, 13 декабря 2019 г.

Мотоцикл латвийского производства "Pandera" до сих пор на ходу!

Pandera (Пандер, 1936—1938, Латвия) — единственный спроектированный мотоцикл на заводе ВЭФ (Рига), сконструированный Арнольдом Пандерсом (Arnolds Panders, Alexandr Panders). Выпущено около 2— машин. В разработке транспортного средства принимал участие и авиаконструктор Карлис Ирбитис. Карлису Ирбитсу приписывают разработку дизайна мотоцикла. 


История

Инженер рижского завода ВЭФ А. Пандерс в 1932 году запатентовал собственную конструкцию мотоцикла «Пандера». Прототип мотоцикла был завершен в 1937 году. Во второй половине 30 годов была изготовлена установочная партия мотоциклов Pandera. Точное количество изготовленных мотоциклов неизвестно, но единственный сохранившийся экземпляр Пандеры имеет номер рамы 301. В 1938 году, на улице Smilšu был зарегистрирован патент электростартера Пандеры.
Владельцем единственного экземпляра мотоцикла Pandera является
Гвидо Адамсон (латыш. Gvido Ādamsons). Гвидо Адамсонс приобрёл мотоцикл в 1985 году. В 2009 году, после реставрации мотоцикла, он зарегистрировал его в Дирекции безопасности дорожного движения (CSSD) под маркой «Pandera».


Технические характеристики

Мотоцикл был сделан по американскому образцу. Мотоцикл Pandera был оснащен оригинальным латвийским электростартером и двигателем. По мнению некоторых специалистов, электростартер мотоцикла Pander был запатентован раньше «Harley-Davidson», в 1938 году . Газеты того времени писали:
«А. Пандерс подходит к мотоциклу и стартует сразу, пока остальные пытаются завести (привести в действие) свои мотоциклы (spēkrates
Мотоцикл Pandera имел V-образный нижнеклапанный двигатель рабочим объёмом 750 см³, который поперечно располагался в трубчатой изогнутой раме. Сохранился номер на двигатели 002 и 003, это позволило сделать предположение о двух-трёх экземплярах этой машины. Передняя вилка была сделана параллелограммной. Конструкция мотора являлась собственной работой Арнолдса Пандерса. Двигатель мотоцикла не был адаптирован, его создал и отлил Пандерс в кузнице на улице Akmens.

Источники

  • Энциклопедия мотоциклов (изд. «За рулем», 2003 г., страница 419)
  • VEF motocikls Latvijai — Latvijas avīze, Arnis Blodons, 2009


Ссылки


Foto  ABU  
Autors  ABU  
Кому не понятно- переводчик слева вверху.






































































































Citas galerijas no lietotāja ABU 




















































Nu tad es ar pats aptaustīju un redzēju šo mūsu letiņu 1937.gada radīto tā laika brīnumu.  Labs pat tagad izskatās. Dažas konstruktīvas nianses pat tagad likās interesantas un noderīgas! Galvenais ka tas vēl brauc!!!

  


   


INFO:
Motocikla konstruktors ir latvietis Arnolds Panders, taču tā tapšanā piedalījās arī lidmašīnu konstruktors Kārlis Irbītis.Ražots tika VEF rūpnīcā.
Motocikla prototips tika pabeigs 1937.gadā, un "Pandera" savu laiku tehnoloģiski apsteidza vismaz par dažiem desmitiem gadu. "Harley-Davidson" elektrostarteri patentēja 20.gadsimta 60.gadu sākumā, bet Panders elektrostartera patentu Smilšu ielā piereģistrēja ap 1938.gadu. Pat tā laika prese rakstīja, ka "Panders pienāk pie motocikla un startē uzreiz, kamēr pārējie mēģina savus spēkratus iedarbināt".
Arī motora konstrukcija un dzinējs ir viņa paša darinājums. Tas nav adaptēts dzinējs, kas būtu ražots Vācijā vai Anglijā. Dzinējs tika izveidots un atliets darbnīcā Akmens ielā.
Motocikla autors ar savu spēkratu pa Latvijas ceļiem brauca jau no 1937.gada. Iespējams, šo spēkratu bija paredzēts ražot Latvijas armijas, varbūt pat Baltijas valstu aizsardzības spēku vajadzībām, tomēr šis ir vienīgais prototips un vairāk eksemplāru dienas gaismu nav ieraudzījuši.
"Ar savu konstruktīvo risinājumu "Pandera" apsteidz tā laika motoražošanas lielvalstīs tapušos spēkratus, un arī pēc šodienas izpratnes, 750 kubikcentimetru V-veida spēka agregāts ir normāla izmēra dzinējs. Kur nu vēl elektrostarteris, kas tajos gados tā bija tehniskā revolūcija, dīvaini, ka ne krievi, ne vācieši nav izmantojuši šīs zināšanas motociklu pilnveidošanā. Diemžēl šodien pasaules tehnoloģijas ir krietni attīstījušās un mēs tās vairs nevaram noķert. Bet ko unikālu, vienreizīgu kāds varbūt vēl uzražos Latvijā."







Источник: http://www.motopower.lv/member_gallery.php?gal_id=8610

Популярные сообщения









Комментариев нет:

Отправка комментария

Новости

Рижский информационный портал infoportal.lv Кинозал сайта infoportal.lv Каталог сайтов Безопасность Авто. Мото. Безопасность. Brigada1. Строительство и ремонт по всему миру. Авто-мото Рига Рижский форум ALLTEC-ARTMETAL

Twitter-timeline