четверг, 13 февраля 2020 г.

Мотоцикл латвийского производства "Pandera" до сих пор на ходу!

Pandera (Пандер, 1936—1938, Латвия) — единственный спроектированный мотоцикл на заводе ВЭФ (Рига), сконструированный Арнольдом Пандерсом (Arnolds Panders, Alexandr Panders). Выпущено около 2— машин. В разработке транспортного средства принимал участие и авиаконструктор Карлис Ирбитис. Карлису Ирбитсу приписывают разработку дизайна мотоцикла. 

История

Инженер рижского завода ВЭФ А. Пандерс в 1932 году запатентовал собственную конструкцию мотоцикла «Пандера». Прототип мотоцикла был завершен в 1937 году. Во второй половине 30 годов была изготовлена установочная партия мотоциклов Pandera. Точное количество
изготовленных мотоциклов неизвестно, но единственный сохранившийся экземпляр Пандеры имеет номер рамы 301. В 1938 году, на улице Smilšu был зарегистрирован патент электростартера Пандеры.
Владельцем единственного экземпляра мотоцикла Pandera является Гвидо Адамсон (латыш. Gvido Ādamsons). Гвидо Адамсонс приобрёл мотоцикл в 1985 году. В 2009 году, после реставрации мотоцикла, он зарегистрировал его в Дирекции безопасности дорожного движения (CSSD) под маркой «Pandera».


Технические характеристики

Мотоцикл был сделан по американскому образцу. Мотоцикл Pandera был оснащен оригинальным латвийским электростартером и двигателем. По мнению некоторых специалистов, электростартер мотоцикла Pander был запатентован раньше «Harley-Davidson», в 1938 году . Газеты того времени писали:
«А. Пандерс подходит к мотоциклу и стартует сразу, пока остальные пытаются завести (привести в действие) свои мотоциклы (spēkrates
Мотоцикл Pandera имел V-образный нижнеклапанный двигатель рабочим объёмом 750 см³, который поперечно располагался в трубчатой изогнутой раме. Сохранился номер на двигатели 002 и 003, это позволило сделать предположение о двух-трёх экземплярах этой машины. Передняя вилка была сделана параллелограммной. Конструкция мотора являлась собственной работой Арнолдса Пандерса. Двигатель мотоцикла не был адаптирован, его создал и отлил Пандерс в кузнице на улице Akmens.

Источники

  • Энциклопедия мотоциклов (изд. «За рулем», 2003 г., страница 419)
  • VEF motocikls Latvijai — Latvijas avīze, Arnis Blodons, 2009


Ссылки


Foto  ABU  
Autors  ABU  
Кому не понятно- переводчик слева вверху.





































































































Citas galerijas no lietotāja ABU 




















































Nu tad es ar pats aptaustīju un redzēju šo mūsu letiņu 1937.gada radīto tā laika brīnumu.  Labs pat tagad izskatās. Dažas konstruktīvas nianses pat tagad likās interesantas un noderīgas! Galvenais ka tas vēl brauc!!!

  


   


INFO:
Motocikla konstruktors ir latvietis Arnolds Panders, taču tā tapšanā piedalījās arī lidmašīnu konstruktors Kārlis Irbītis.Ražots tika VEF rūpnīcā.
Motocikla prototips tika pabeigs 1937.gadā, un "Pandera" savu laiku tehnoloģiski apsteidza vismaz par dažiem desmitiem gadu. "Harley-Davidson" elektrostarteri patentēja 20.gadsimta 60.gadu sākumā, bet Panders elektrostartera patentu Smilšu ielā piereģistrēja ap 1938.gadu. Pat tā laika prese rakstīja, ka "Panders pienāk pie motocikla un startē uzreiz, kamēr pārējie mēģina savus spēkratus iedarbināt".
Arī motora konstrukcija un dzinējs ir viņa paša darinājums. Tas nav adaptēts dzinējs, kas būtu ražots Vācijā vai Anglijā. Dzinējs tika izveidots un atliets darbnīcā Akmens ielā.
Motocikla autors ar savu spēkratu pa Latvijas ceļiem brauca jau no 1937.gada. Iespējams, šo spēkratu bija paredzēts ražot Latvijas armijas, varbūt pat Baltijas valstu aizsardzības spēku vajadzībām, tomēr šis ir vienīgais prototips un vairāk eksemplāru dienas gaismu nav ieraudzījuši.
"Ar savu konstruktīvo risinājumu "Pandera" apsteidz tā laika motoražošanas lielvalstīs tapušos spēkratus, un arī pēc šodienas izpratnes, 750 kubikcentimetru V-veida spēka agregāts ir normāla izmēra dzinējs. Kur nu vēl elektrostarteris, kas tajos gados tā bija tehniskā revolūcija, dīvaini, ka ne krievi, ne vācieši nav izmantojuši šīs zināšanas motociklu pilnveidošanā. Diemžēl šodien pasaules tehnoloģijas ir krietni attīstījušās un mēs tās vairs nevaram noķert. Bet ko unikālu, vienreizīgu kāds varbūt vēl uzražos Latvijā."







Источник: http://www.motopower.lv/member_gallery.php?gal_id=8610


По теме:

Илья Муромец " построен в 1913-м под руководством Игоря Сикорского на Русско-Балтийском вагонном заводе (располагался в Риге)

Самолёт Герберта Цукурса C-6 Tris Zvaigznes. Постройка стоила 24 000 латов, причем строился он вскладчину

IDA-10M - двухмоторный пассажирский самолет латвийской фирмы VEF. Планировалось переделать самолет под легкий бомбардировщик.






 Первый латвийский авианосец
 Латышский боевой самолет ВЭФ I-16.
 SV-5-ближний разведчик производства завода VEF 




 Танк "Президент Улманис" 
А также танки "Carden-Loyd" ,"Fiat 3000A 105","Latgalietis","Vicker" ,броневик на базе Латвийского "Ford Vairogs V-8"и много другой военной техники,состоявшей на вооружении Латвийской Армии




Краткая история латвийской армии

Обсудить на форуме:


 «ЭР200»- электропоезд рижский, макс. скорость 200 км/ч
 Он был создан в Риге
 Рижский Вагоностроительный Завод .Трамваи
 Рижский Вагоностроительный Завод
 РВЗ-7 - "Лебединая песня" рижских вагоностроителей
 Трамвай опоздает на годы
 Ригу и Москву соединил низкопольный трамвай
 "Боинг"-трамвай RVR-2002
 Вагон типа РВЗ-55
 Трамвай РВЗ-6
 Рижский ретро-трамвай
 Рижский трамвай, который не дошел до серии
 Модель низкопольного вагона РВЗ-2000
 Описание трамайного вагона РВЗ-10 (RVR-LF02, он же РВЗ-2000)
 Рижские трамваи. Трамвайный вагон "МТВ-82"
 Рига автомобильная
 Рижские автомобили "для нужд воздушно-десантных войск"
 RAF-251 (1955-1958)
 Взлет и падение Рижской автобусной фабрики
 Руссо-балт советской эпохи
 История РАФ. Погубленный революцией
 Рига-родина российского автомобиля
 Первый в мире танк родом из Риги
 Cамая большая «вина» Вилиса Лациса
 Иоанн Рижский (святой)
 Инакомыслие в Латвийской ССР
 Сегодня их называют – национальные партизаны
 Инцидент с генералами
 Латвия в XX веке в контексте европейской истории
 Латвия посвятит юбилею республики масштабный гей-парад
 Латвийцев пригласили на парад секс-меньшинств с детьми
 Ученики 3-го класса тренируются рисовать «гей-флаги»
 Грандиозный 100-дневный гей-парад стартует в Риге
 Присоединение Курземе к России
 Присоединение Латгале к России
 Преобразование хоз. управления и судебной системы в Видземе
 Крестьянские волнения в Видземе во второй половине XVIII в.
 Восстановление экономики Видземе. Начало 18 века
 Присоединение Видземе (Лифляндии) к России. 17 век
 Герцог Яков (латыши называли его Екабс) (1642-1682гг)
 Курземское (Курляндское) герцогство
 Латгале в XVII веке
 Польско-шведская война (1600—1629 годы)
 “Календарные беспорядки” в Риге
 Латгале и Видземе под властью Польско-Литовского государства
 Ливонская война и ее последствия. 1558-1583гг.
 Реформация в Ливонии. Церковные погромы.
 Сопротивление народа Латвии феодальному гнету
 Дворянская торговля в Риге в 13-18 веках
 Рига в 14 веке
 Распри между орденом и рижским архиепископом
 Ливонский орден
 Феодальная раздробленность Ливонии
 Причины победы в Латвии немецких купцов и феодалов. 13 век
 Борьба земгалов за свободу. 13 век
 Борьба куршей с крестоносцами. 13 век
 Покорение епископом Альбертом латгалов и селов. Нач. 13 века
 Вторжение немцев на земли ливов. 12 век
 Родовая Община в Латвии. Сестры и братья. Народ, родичи и др
 Летнее солнцестояние — день Лиго
 Религиозные верования латышей
 Народное творчество латышей
 Одежда, украшения на территории Латвии. Орнаментальные узоры
 Строительство в Латвии в 10-13 веках
 Культура жителей Латвии в Х—ХII веках
 Взаимоотношения народностей, населявших Латвию, Литву и Эсто
 Христианство в Латвии в период до Xlll века
 Зарождение ранних гос. образований в Латвии до 13 века
 Начало формирования в Латвии феодальных отношений. 12 Век
 Хозяйственное развитие Латвии в Х—XII веках
 Попытки русских феодалов подчинить прибалтийские земли
 Набеги скандинавов на территорию Латвии в V-XI веках
 Жители древней Латвии
 Изменение общественных отношений в Латвии в древние времена
 Земледелие и скотоводство Латвии в древности
 Первые люди Латвии и их занятия
 Условия жизни народа Латвии до 19 века
 Занятия латышского народа 16-18 веков
 Латышские школы и первые письменные источники на латышском
 Первые протесты против крепостного права в XVIII веке
 Устное народное творчество латышей в эпоху феодализма
 Развитие товарного земледелия в Латвии
 Развитие мануфактур в Латвии
 Каугурское восстание в Латвии
 Латышский народ в период войны 1812 года
 Освобождение крестьян Латвии в 1816-1830 гг.
 Борьба за революционное развитие сельского хозяйства в Латви
 Крестьянские волнения 1841 г. в Латвии. "КАРТОФЕЛЬНЫЙ БУНТ"
 Переход к денежной аренде в Латвии
 Расслоение крестьянства Латвии
 Общины гернгутеров в Видземе
 Становление латышской литературы
 Развитие латышской литературы
 Литераторы-немцы в Латвии
 Первые периодические издания на латышском языке
 Народное образование в Латвии 19 века
 Латгале в середине XIX века
 Реформы 60-х годов 19 века в Латвии
 Развитие сельского хозяйства в Латвии в пореформенный период
 Развитие промышленности в Латвии во второй половине XIX века
 Младолатыши
 Наиболее видные деятели нац. пробуждения Латвии в в 19 веке
 Историческое значение эпохи нац. пробуждения в Латвии.
 РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЛАТВИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
 Реформы 70—80-х годов 19-го века. Политика русификации Латви
 Рабочее движение в Латвии в 70—80-х годах XIX века 




 Хроники Шестого отдела. «Неугодные». Четвертая серия проекта LTV7 о «лихих 90-х»
 Хроники Шестого отдела. «Оборотни». Третья серия проекта LTV7 о «лихих 90-х»


 Хроники Шестого отдела. «Бригады». Вторая серия проекта LTV7 о «лихих 90-х»

Самое начало 90-х.
 6 отдел. «Дикий» Запад. Хроники Шестого отдела: первая серия проекта LTV7 о «лихих 90-х»

Популярные сообщения

 



 Авто-мото. Общедоступная группа
cover photo, На изображении может находиться: один или несколько человек и люди гуляют, текст «группа профессиональных водителей, автолюбителей и пешеходов уважение это когда останавливается машина, чтобы пропустить тебя, a ты ты ускоряешь шаг, чтобы не задерживать водителя www.infoportal.lv»




 Новая уникальная услуга от Mustang Security Guard- Мобильная видео машина (мобик).
Идеально подходящая для объектов без постоянного электрического соединения в перемещаемых объектах, потому что видео-машина может передвигаться, что облегчает видео наблюдение за объектами при строительстве дорог, лесоразработке и в других случаях, когда строительную технику и другие механизмы и грузы постоянно передвигают во время работы по строительной площадке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Pinterest

Авто-мото новости

Популярные материалы

OK-timeline