На чем ездят президенты?
Не так давно на подмосковном Рублево-Успенском шоссе произошло «забавное» ДТП :новенький Bentley Continental поцарапал спортивный Lamborghini Diablo. Ну, как и положено, начались разборки :кто круче…
Через пару минут по трассе должен был ехать ВВП на своем Mercedes 600 Pullman образца 1998 года. Спорящие стороны расценили его машину как морально устаревшую и разошлись, удовлетворенные, забыв о своих обидах. А вот Ленин ездил на Rolls Royce, Сталин - на Packard, вот это были машины. Но задумывались ли вы, какие именно машины предпочитают главы государств и почему многие из них являются приверженцами исключительно тех транспортных средств, что сделаны у них на родине?
Когда эти черные звероподобные машины появляются на трассах, у стражей порядка и экзальтированных дам непроизвольно сжимаются сердца: Сам едет. Эти машины, непочтительно прозванные в России «членовозами», такой же атрибут власти, как ядерный чемоданчик. У них - свои секреты, своя история, в которой Mercedes мирно соседствует с «Красным знаменем». Но рассказ о средствах передвижения глав государств начнем, пожалуй, с истории.
Диктаторы
Сталин, говорят, чуть не задохнулся от зависти, впервые увидев Ленина в Rolls Royce 40/50 Silver Ghost.
Правда, тогда у будущего диктатора был Vauxholl 1914 года выпуска, доставшийся ему «по наследству» от матери Николая II. Но Виссарионычу захотелось иметь машину круче, чем у Ильича, и, попав в Реввоенсовет, он заказал себе первый в мире автомобиль с 8-цилиндровым V-образным двигателем
Packard Twin-Six. И больше этой американской марке не изменял. Когда в начале 30-х для нужд ЦК закупили Buick, Cadillac, Lincoln, Сталин отверг их все и, узнав, что в 1932 году на выставке в Детройте показали 12-цилиндровый Packard Twelve со 160- сильным мотором объемом 7,7 л, загорелся как дитя. И, стукнув кулаком по столу, приказал: «И мне такой же». Желание обладать таким авто подогревала и информация о том, что президент США Ф. Рузвельт уже ездит на подобной машине, да еще бронированной.
Но деньги из казны тратить не пришлось -Рузвельт, друживший накануне войны с советским лидером, решил подарить ему этот самый Packard Twelve. 7-тонная махина всего за 20 с разгонялась до 100 км/ч и имела максимальную скорость в 140 км/ч. Правда, подаренный ему в 1935 году белый Packard с 3-миллиметровой броней вождь приказал перекрасить в черный, считавшийся тогда государственным, цвет.
В то же время на заводе им. Сталина (ныне ЗиЛ) продолжались работы над созданием отечественного авто для вождя народов. И 26 апреля 1936 года в Кремль въехали 4 ЗиС-101.
Машина кремлевским горцем была на корню зарублена, и один из бронированных 90-сильных ЗиС-101 он подарил дочери Светлане, которая проездила на ней до 1945 года, пока «папа» не подарил ей Tatra 87. С тех пор нелюбовь к отечественному автопрому продолжала прогрессировать, хотя в 1942 году Сталин разрешил приобрести для копирования Cadillac 57 и 75, Chrysler Imperial и три Paccard (все 1941 модельного года). К 1945 году на ЗиСе в спеццехе -5 был построен 140-сильный ЗиС-110 на базе Packard 180, и в 1947 году вождь впервые сел в ЗиС-115 (бронированный кузов) весом 4150 кг, разгоняющийся до 100 км/ч. Но это была его единственная поездка - машины позже служили лишь средствами отвлечения потенциального противника, а сам Сталин продолжал пользоваться Packard.
С середины тридцатых бесноватый Адольф стал заядлым коллекционером. Первыми в его коллекции появились Mercedes Gelaendewagen G4 с пулеметами и фаустпатронами по бокам, спереди и сзади (прямо как у Джеймса Бонда)
и авто для выездов «фюрерваген» (1937) - Mercedes 770К.
Когда Порше и Гитлер встретились, они быстро нашли общий язык, и, как гласит легенда, бывший художник Гитлер на салфетке набросал рисунок легендарного «жука».
Сам он к тому времени определился с выбором собственного авто, которым стал первый в Европе 12-цилиндровый Horch 853 (он был засвечен в комедии «Крысиные бега»).
После войны упоенных властью лидеров меньше не стало. В странах социалистического лагеря угроз покушения на личность опасались больше, чем до начала войны. Лидеры стран народной демократии избрали для личных нужд автомобили Tatra - их потребителями стали главы Польши, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, считая, что созданный к тому времени ЗиЛ-111 -очень прожорливый. А вот лидер Югославии Иосип Броз Тито избрал для себя американский Buick. Главы же Китая и Кореи (Южной, естественно) решили раз и навсегда передвигаться на авто собственного производства. С эпохи Мао Цзэдуна лидер КНР ездит на авто марки «Красное Знамя», а Ким Ир Сен до самой смерти передвигался на броневике типа бронепоезда, созданном на основе ЗиС-110.
Если перекинуть мостик в XXI век, то бывший глава Аджарии до самого своего свержения предпочитал Hummer Н2, а нынешний лидер Южной Кореи - представительский лимузин от «Samsung».
Игра в демократию
Большинство глав европейских государств принципиально пользуются автомобилями местного производства. Причем практически базовыми, без особых наворотов (за исключением правительственной связи). Так, например, глава Германии Герхард Шредер передвигается на топ-версии Volkswagen Phaeton (в качестве запасного - Audi A8 W12) с двигателем W12 мощностью 420 л.с. Машина, как и у премьер-министра Великобритании, не бронированная. У г-на Блэра базовый Jaguar Super XJ V8. На XJ стоит двигатель мощностью в 395 л.с., позволяющий разгонять премьерский «болид» до 260 км/ч. Стоимость машин глав Германии и Великобритании примерно одинакова -около 190 тыс. евро (включая цену всего дополнительного оборудования).
Самым навороченным автомобилем в Великобритании владеет королева Елизавета II. Несмотря на то, что у нее пять Rolls Royce разных марок, два Daimler и один Rover 400, в последнее время на все свои официальные встречи она выезжает на новом Bentley Arnage, несколько измененном по сравнению с базовым дизайном и удлиненной колесной базой. Помимо этого, в автомобиле специальные двойные стекла, не пропускающие солнечных лучей, обивка из самых дорогих сортов кожи и замши. Машина оснащена турбированным двигателем объемом 6,75 л. и мощностью 400 л.с. и способна ездить со скоростью 240 км/ч. Но при этом больше -30 км/ч ему пока еще ни разу не удалось разогнаться. Стоимость машины составляет, по мнению экспертов, около $1,5 млн., и она является второй по стоимости после авто президента США, рассказ о котором чуть ниже.
Предпочтения французских лидеров легко читаются в любой стране мира, где есть французское посольство. Главы дипломатических представительств Франции чаще всего пользуются той же маркой автомобиля, что и президент республики в Париже. Возможно, связано это с тем, что, отправляясь в зарубежную поездку, французские президенты никогда не берут с собой своего автомобиля, а пользуются лимузином посла. Чаще всего это автомобили от «Сitroёn» и «Peugeot». В 1930-е годы правительственной маркой считалась «Renault». В роскошных бронированных Renault Suprastella ездили президенты и премьер-министры, в том числе и глава коллаборационистского правительства Франции маршал Анри Филипп Петэн. После войны один из таких автомобилей недолгое время был и в распоряжении генерала де Голля. Позже генерал пересел в куда более скромный по размерам Citroёn, таким образом став законодателем политической автомоды. Нынешний глава Франции нарушил все традиции и ездит (уже не первый год) на Peugeot 607.
Японская императорская семья и члены японского кабинета дольше других не могли определиться с наиболее приемлемой для них маркой лимузинов. Первый императорский лимузин был сделан в Германии на заводах «Daimler-Benz», став и первым бронированным Mercedes в мировой истории. В тридцатые годы император Хирохито пересел на Packard, которым пользовался до начала войны с американцами. Затем главным императорским автомобилем снова стал Mercedes, подарок немецкого народа и лично Адольфа Гитлера.
Все изменилось, когда в 1958 году собственные лимузины начала выпускать японская компания «Nissan». В тот год на лимузины Nissan President пересел не только император, но и японские министры. Вскоре Nissan President стал таким же символом японского государства, каким в Британии является Daimler, но при этом ее свободно может купить каждый всего за 150 000 долларов. На официальных церемониях император появляется исключительно в Nissan President с золотым императорским гербом вместо номерного знака.
Самый известный лимузин в мире
Современный «папомобиль» в Ватикане -самый известный лимузин в мире. И самый непредставительный. Так было, конечно, не всегда. Первым главой римско-католической церкви -; пассажиром автомобиля -стал в 1929 году Пий XI, для которого на итальянском заводе французской компании «Citroёn» был построен спецлимузин Lictoria Sex. Его преемник, Пий XII, превратил пополнение своего гаража в дело политическое. Незадолго до Второй мировой войны он с благодарностью принял дар германского правительства - роскошный Mercedes-Benz, на котором и ездил до конца войны. В 1947 году Mercedes таинственным образом испортился, и папа сменил немецкий автомобиль на американский - Cadillac 75. Он прослужил папам до 1976 года, когда и появился первый «папомобиль» -белый внедорожник, переоборудованный таким образом, чтобы пассажир был хорошо виден верующим. У нынешнего папы Иоанна Павла II сразу несколько «папомобилей», внешне представляющих собой гибрид внедорожника и повозки, которой пользуются на полях для гольфа. Они вполне функциональны -с поднимающейся платформой для папы, огромными пуленепробиваемыми окнами, уменьшенными колесами (это облегчает загрузку в транспортные самолеты). Но внешний вид «папомобилей» давно стал поводом для злых шуток, по крайней мере в Италии. Даже номерной знак «папомобиля» - SCV1 (Statto della Citto Vaticano -; государство-город Ватикан) - итальянцы расшифровывают по-своему: Se Cristo Vedesse - «Если бы Христос это видел!» Иоанн Павел II оказался убежденным сторонником Mercedes-Benz. Практически все его «папомобили» сделаны на базе Gelaendewagen. Отличаются они только размерами.
Мелочь, а приятно
Индия - уникальная страна. Единственную модель, которую закупает для своих нужд государство, с 1942 года выпускает автомобильный завод компании «Hindustani Motors» в Калькутте. Автомобиль этот - почти точная копия британского Morris Oxford, называется Ambassador, или просто Amby. Долгое время автомобиль, дизайн которого почти не менялся с 1957 года, являлся чуть ли не единственным индийским автомобилем и использовался во всех случаях жизни. Он был и такси, и катафалком, и, разумеется, правительственным лимузином.
Лимузины «Красное знамя» почти полвека остаются таким же символом коммунистического Китая, как портреты Мао Цзэдуна и маленькие красные книжечки с его цитатами. С 1958 года их выпускает Первый автозавод в Чанчуне. Завод построили по личному распоряжению Мао Цзэдуна, который тогда и начал кампанию по пересадке высших чиновников в «настоящий китайский автомобиль». С того времени дизайн автомобиля менялся мало. Правда, сейчас при производстве автомобиля используются комплектующие от «Audi». В последнее время «Красное знамя» использовались только на официальных церемониях, таких как парады войск на площади Тянаньмэнь или передача Гонконга и Макао под юрисдикцию Китая.
Самые засекреченные
В этой номинации лидерство, безусловно, принадлежит СССР и его преемнику в лице России. Начиная с Хрущева и до Горбачева все лидеры пользовались автомобилями ЗиЛ-111, 114 и 117, чьи характеристики были тщательно засекречены. Ельцин первым пересел на Mercedes Pullman 8600, а г-н Путин продолжил эту традицию. Стоимость его нынешнего авто, по разным источникам, оценивается от 1,5 до 2 млн. долларов, но она явно не дотягивает до цены супермашины президента США.
В прошлом году в СМИ просочилась информация о том, что для Путина на ЗиЛе делают лимузин для его заграничных вояжей. Речь скорее всего идет о ЗиЛ-4113, о котором мы расскажем в одном из ближайших номеров. Бронированный «членовоз» будет весить чуть более 5 тонн, а под капотом стоять карбюраторный мотор V6 объемом 7,7 литра, мощностью 400 л.с. Стоимость автомобиля составит около $350 000, а базовая модель лимузина поступит (по предварительным сведениям) в открытую продажу.
Самый дорогой
По аналогии с первой леди, первым домашним животным и первой дочерью, президентский лимузин в США принято называть первым автомобилем. Нигде, разумеется, не сказано, что первый автомобиль должен быть обязательно произведен в США, однако американские президенты никогда не ездили на иностранных машинах.
Первым «первым» автомобилем стал Packard Twin Six. Позже других американские президенты пересели в бронированные машины и начали предъявлять к ним особые требования. Так, Франклин Рузвельт распорядился в 1941 году укрепить свой любимый Lincoln Ford V8 «The Sunshine Special» с открытым верхом. Правда, Рузвельт наотрез отказался заменить откидной верх лимузина, а потому бронированным назвать его сложно. Зато автомобиль уже был оборудован системой спецсвязи.
Со времен Рузвельта американские президенты, похоже, определились с наиболее симпатичной для них маркой автомобиля. «General Motors» регулярно поставляет в президентский гараж свои Cadillac Fleetwood Brougham Presidential Edition. На одном из них Билл Клинтон, например, прибыл на свою инаугурацию в 1993 году. Тем не менее, наибольшей любовью у президентов пользуются именно Lincoln . Самым известным «линкольном» стал, конечно, синий лимузин с откидным верхом - личный автомобиль президента Джона Кеннеди. Кеннеди - первый и единственный со времен Рузвельта президент, наотрез отказавшийся пользоваться бронированными лимузинами. В Lincoln Кеннеди и застрелили в Далласе в 1961 году. Потом ставшее легендарным транспортное средство служило верой и правдой еще четырем президентам, первый из которых, Линдон Джонсон, распорядился сделать его бронированным. Впрочем, бронированные автомобили - не всегда благо. На личном опыте в этом убедился президент Рейган. В 1981 году он был ранен около своего Lincoln 1972 года выпуска. По мнению многих, пуля сначала попала в бронированную обшивку и, срикошетив, ранила президента. Ричард Никсон ввел традицию, в соответствии с которой американские президенты всегда возят с собой свой автомобиль (позже эту же традицию перенял Ельцин, а за ним и Путин). Его Lincoln 1967 года стал фактически передвижным овальным кабинетом, с которым Никсон не расставался в Китае и СССР. Никсоновский Lincoln стал и первым президентским лимузином, способным 50 миль ехать на предельной скорости со всеми спущенными шинами.
Джордж Буш-мл. нарушил традиции и ездит на одном из трех своих лимузинов Сadillac De Ville. Все они, как и у Сталина, одинаковые -черные и длиной около 7 метров. Они защищены броней, способной защитить президента даже от попадания противотанкового снаряда. В результате масса Cadillac составляет порядка 8 тонн! В движение такой тяжелый автомобиль приводит двигатель V8 объемом 8 литров мощностью 520 л.с. Внутри салона располагаются семь мест для президента и его помощников. Все сиденья оборудованы подогревом, вибромассажером и т.д. В машине имеется шикарная аудиосистема, столик с компьютером, все необходимые системы связи и так далее. Стоимость каждой из таких машин превышает 3 млн. долларов.
Источник: Дмитрий Шавырин, Сергей Андреев. "МКмобиль"
http://www.mk.ru/numbers/1227/article37000.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий