пятница, 14 февраля 2020 г.

Медведь на капоте

В Кременчуг производственную линейку тяжелых трехосных грузовиков привезли с Ярославского автомобильного завода, история которого уходит в дореволюционный 1916 год. Тогда промышленник Владимир Александрович Лебедев открыл один из первых в России автомобильных заводов, нацеленный на удовлетворение оборонных заказов. Планировали выпускать полуторки английской марки «Кросслей», но все карты смешала гражданская война, после которой завод превратился в ведущего производителя тяжелых грузовиков для армии и народного хозяйства Советского Союза.

КрАЗ-214. Украинский солдат родом из Ярославля
История Кременчугского автомобильного завода самым непосредственным образом связана с Советской Армией. В первом поколении КрАЗов настоящим бойцовским характером выделялся полноприводный тяжеловес с индексом «214»


Инженерные войска и транспорт
Миасские мастера: последние из династии карбюраторных «Уралов»
В замечательной истории исконно военного грузовика семейства «Урал-375» есть немало примеров адаптации машины под гражданские нужды, а также для экстремальных условий. Концепция бензинового вездехода из Миасса оставила после себя богатое наследие
«Уралы» 300-й серии: плавающие и пятиосные
Машины «Урал» первой бензиновой генерации, которую условно можно назвать 300-й серией, со временем обросли множеством вариаций. Для полноценного знакомства с серией впору писать отдельную книгу
«Урал-375»: идеал боевой колесницы
Знаменитое семейство грузовиков «Урал». Одно из немногих в отрасли, которое изначально зарождалось для нужд Министерства обороны СССР. Первенцем стал бензиновый «Урал-375», вобравший все лучшие технические решения эпохи
ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации
Уже в первый год производства ЗИЛ-157 получил Гран-при Всемирной выставки в Брюсселе, что доказало актуальность для своего времени выбранных инженерами конструкторских решений. Однако за 34 года производства машина практически не менялась технически
ЗИЛ-157: «автомат Калашникова» среди армейских грузовиков
ЗИЛ-157 известен не только надёжностью и проходимостью. Он стал первым отечественным грузовиком, воплотившим в массовом производстве полный привод, односкатные шины по кругу и централизованную подкачку шин
Лёгкие транспортные средства семейства «Сармат»
В обозримом будущем спецподразделения могут получить новый образец техники – лёгкое специальное транспортное средство «Сармат». Сейчас новые автомобили этого семейства проходят необходимые испытания
Изделие «Ягуар»: УАЗ, который научился плавать
Среди всего разнообразия кошачьих только ягуара можно назвать водным хищником. Очевидно, именно этот факт стал решающим для наименования секретного советского проекта разработки амфибии на базе внедорожника УАЗ-469
Проект «Река»: боевое земноводное из Тольятти
В начале 70-х годов у Министерства обороны СССР появилась потребность в массовых водоплавающих машинах легкого класса, предназначенных для командного состава армии. Задания на разработку получили заводские КБ в Ульяновске и Тольятти
ЗИЛ-131. Последний герой завода имени Лихачева
Полноприводный армейский грузовик, ведущий свою родословную от конструкторского бюро московского завода имени Лихачева, стал для вооруженных сил самой востребованной базой для размещения широкого спектра оборудования
Капотный ЗИЛ-131: история и поиски идеала
«Универсальный боец»: именно так можно назвать армейский полноприводный трехосный ЗИЛ-131. Обладая грузоподъемностью в 3,5 тонны и недюжинной проходимостью, грузовик решал в армии огромный спектр задач
ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
131-я машина завода имени Лихачёва по совокупности характеристик стала одним из лучших грузовиков Вооруженных Сил СССР и не уступала по эффективности лучшим зарубежным аналогам. Во многом это стало возможно благодаря длительному периоду разработки
«Садко» и другие преемники «Шишиги»
В конце 90-х годов легендарный ГАЗ-66 после 35 лет производства сняли с конвейера. В армии, однако, по машине долго не скучали: в 1996 году на вооружение приняли капотный грузовичок «Садко»
Амфибийный транспортёр XM-158 Drake. «Селезень» для замены «Утки»
Во время Второй мировой войны хорошо себя проявил амфибийный транспортёр DUKW. После войны развитие его идей продолжилось, и их итогом стала машина XM-158 Drake. Впрочем, весьма интересный образец не поступил на снабжение
ГАЗ-66: ОКР «Балетчик» и дизели
Перевод «Шишиги» на дизельное топливо стал одной из главных задач программы модернизации машины в 80-х годах. Со временем должна была появиться новая машина, ГАЗ-3301. Однако развал Советского Союза поставил на этих начинаниях крест
ГАЗ-66: войны и эксперименты
«Шишига» - уникальная машина по многим причинам. В том числе и потому, что на её платформе было создано бесчисленное множество модификаций
Понтонно-мостовое хозяйство Европы в порядке. Европейцы готовы к приходу русских
Многие северные европейские страны развертывают свои мосты на грузовиках без использования прицепов. К примеру, с экспедиционной точки зрения для развертывания парома F3XP длиной 21 метр необходимо 4 грузовика
Улучшение понтонно-мостового хозяйства Европы
Промышленность западных стран, вероятно, начнет проектировать мостовые системы нового поколения. Они появятся уже лет через десять, а пока многие компании заняты модернизацией существующих систем
Система дистанционного минирования M138 Flipper (США)
Система дистанционного минирования M128 GEMMS эффективно решала свои задачи, но была слишком крупной и не всегда удобной для использования. В связи с этим в 1991 г. на вооружение армии США был принят новый комплекс M138 Flipper
«Шишига»: легенда номер 66
ГАЗ-66 по праву можно считать одним из символов Советской Армии – он на протяжении почти сорока лет был единственным легким грузовиком сухопутных войск. В то же время «Шишига» была сплавом очень противоречивых конструкторских решений
Arquus Scarabee – гибридный бронеавтомобиль
Производителем нового бронеавтомобиля для французской армии является компания Arquus. Это новый бренд предприятия с многолетней историей Renault Trucks Defense. Смена названия компании произошла только в 2018 году. Именно под этим брендом сегодня выпускается французская военная продукция брендов Acmat и Panhard.
Преимущества и недостатки минных заградителей «Клещ-Г»
Не так давно состоялся первый показ универсальных минных заградителей, созданных в рамках ОКР «Клещ-Г». Реальные перспективы этой техники пока остаются неизвестными, но можно рассмотреть ее и найти сильные и слабые стороны.
ВТС «Ладога». Специальный транспорт для особых задач
В любых условиях командование должно сохранять работоспособность и возможность управления войсками или гражданскими структурами. С этой целью в начале восьмидесятых годов было создано высокозащищенное транспортное средство «Ладога»
Танки-мосты семейства Churchill ARK (Великобритания)
Во время Второй мировой войны на вооружении британской армии состояло множество различных инженерных бронемашин, в том числе мостоукладчики и танки-мосты. Одним из средств преодоления препятствий были машины Churchill Ark
Один из самых необычных мотоциклов времен 2-ой Мировой войны
Один из самых необычных мотоциклов времен 2-ой Мировой войны
Welbike — необычный мотоцикл Второй Мировой войны, состоял на вооружении у Британской разведывательно–диверсионной службы. Весил он всего 32 килограмма.

Односкоростной байк развивал скорость до пятидесяти километров в час. Без дозаправки мог проехать до 145 километров.
Среди тяжелых транспортных вертолетов всех стран мира так и не появилось конкурента российской машине
Среди тяжелых транспортных вертолетов всех стран мира так и не 
появилось конкурента российской машине
В прошлом месяце российские вертолетостроители отмечали 50-летний юбилей со дня первого полета уникального вертолета Ми-10, давшего новый толчок развитию тяжелых вертолетов – как в нашей стране, так и в мире в целом. В последующем на его базе был создан вариант Ми-10К, а затем и тяжелый транспортный вертолет Ми-26, до сих пор не имеющий равных в мире. И сегодня в мире наметилась устойчивая тенденция растущего спроса на тяжелые транспортные вертолеты (ТТВ). Причем удовлетворить возникающие потребности теперь можно лишь за счет кардинальной модернизации имеющихся образцов вертолетной техники либо же – что наиболее предпочтительно по ряду причин – путем создания новых моделей.
Компания Mercedes-Benz представила военный концепт-кар
Компания Mercedes-Benz представила военный концепт-карКомпания Mercedes-Benz представила прототип легкого бронированного патрульного автомобиля LAPV 6.X, построенный на базе внедорожника G-класса и предназначенный для военных нужд. Он придет на смену автомобилю LAPV 5.4, который в настоящее время находится на вооружении немецкой армии.
Концепт-кар LAPV 6.X, как и его предшественник, построен на платформе внедорожника G-Class и оснащен стандартным дизельным двигателем V6 объемом три литра и мощностью 224 лошадиные силы. Он позволяет автомобилю разгонятся до 150 километров в час даже при перевозке 1,3 тонны груза.

По информации разработчиков, концепт-кар получил 450-миллиметровый дорожный просвет. Угол въезда и съезда автомобиля составляет 50 и 45 градусов соответственно. В LAPV 6.X имеется компрессор, который позволяет изменять давление в шинах в различных дорожных ситуациях.
Последователи Кегресса
Последователи Кегресса
Обычные двух- и многоосные полноприводные машины при всех усовершенствованиях конструкции до сих пор относятся к категории «повышенной проходимости». В нише «машин высокой проходимости» или «вездеходных» первые места занимают гусеничные. Пара гусениц достаточной ширины, при определенной длине опорной поверхности, должном расположении опорных катков, ведущих и направляющих колес обеспечивает небольшое давление на грунт и хорошее сцепление с грунтом, большее тяговое усилие, уверенное преодоление различных препятствий и поворотливость.

Стремление к унификации машин высокой проходимости привело к появлению многоцелевых гусеничных шасси, пригодных для перевозки войск и имущества, монтажа вооружения и специального оборудования в бронированном и небронированном вариантах. Классическим примером гусеничного многоцелевого шасси легкого класса стал советский бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБу грузоподъемностью 4,0 тонны, базовая машина унифицированного (и едва ли не самого многоликого) семейства гусеничных машин, широко применяющихся и сейчас. Можно привести в пример также российские транспортеры-тягачи МТ-СМ и МТ-Т, используемые для буксировки различных систем массой до 15—25 тонн (при этом часть грузов или расчет перевозится на самом транспортере), монтажа ракетных, пушечно-ракетных комплексов, инженерного оборудования. Скорость хода таких «самоходов» весьма приличная — до 70 километров в час.
Военно-грузовое такcи
Военно-грузовое такcи
Значение автомобилей для снабжения и перевозки войск показал опыт Первой мировой войны. Вот пример, вошедший в хрестоматии: уже в начале сентября 1914 года германские войска подошли к Парижу; бои шли на Марне в 50 километрах от него. В Париже была расквартирована 7-я пехотная дивизия, но не хватало средств для ее быстрой переброски к фронту в полном составе. Командующий Парижским укрепрайоном решил использовать городское такси. В ночь на 8 сентября 1 100 «мобилизованных» «Рено» доставили к фронту пять батальонов одной пехотной бригады (другая бригада со всей артиллерией прибыла по железной дороге), и с утра дивизия вступила в бой, атакуя фланг ударной германской группировки. Локальный эпизод Марнского сражения стал легендой, а «марнское такси» положило начало массовым автомобильным перевозкам войск. Количество автомобилей в войсках стремительно росло. В 1918 году во французской армии было около 95 000 автомобилей, в британской — 80 000, в германской — 60 000. Русская армия за счет закупок за границей к октябрю 1917 года получила чуть более 21 000 автомобилей.
Между джипом и багги
Между джипом и багги
Механический двигатель появился в армии давно, и самая старая задача, решавшаяся с его помощью, — снабжение войск. Паровые тракторы доставляли грузы британским войскам еще во время Крымской войны. С началом XX века в армию пришел автомобиль с бензиновым двигателем, а к концу столетия семейство военизированных «легковушек», внешне не слишком похожих на свои гражданские аналоги, сильно разрослось.

Накануне Первой мировой войны в ряде армий уже имелись автомобильные подразделения. Речь пока шла в основном о моторизации тылов и штабов, хотя уже планировали использовать автомобили под самоходные радиостанции и прожекторы, под установку орудий, для эвакуации раненых. С началом войны они перебрасывали войска, буксировали артиллерийские орудия и разнообразные прицепы, доставляли на место средства ремонта. То есть уже тогда определился круг задач, решаемых автомобилями в армии. В межвоенный период моторизация в виде широкого введения в войска колесного и гусеничного транспорта стала одной из главных забот всех передовых армий, независимо от выбранных ими стратегических концепций. Операции Второй мировой войны уже невозможно представить без массового использования военной автомобильной техники (ВАТ).
Колеса Второй мировой войны
Колеса Второй мировой войны
Жестокая конкурентная борьба за получение заказа от вермахта на поставку в армию тяжелого армейского мотоцикла между ведущими немецкими компаниями привела к появлению передовых образцов мотоциклов и значительно продвинула вперед это вид транспорта.
От паровой телеги до броневика
Автомобильным войскам России исполнилось сто лет

От паровой телеги до броневикаПрародителя автомобиля – паровую повозку впервые изготовил в 1769 году по заказу французского военного ведомства капитан Никола Жозеф Кюньо. Армия в очередной раз выступила в роли двигателя технического прогресса.

В середине XIX века уже в нескольких странах выпускались паровые дорожные локомобили. В России первые опыты с новым средством передвижения прошли на льду Финского залива и Невы зимой 1861–1862 годов. По маршруту Кронштадт–Петербург курсировали два пассажирских поезда по 15 вагонов. Вместо передних колес у 12-тонных локомотивов стояли массивные лыжи. Но ненадежный лед и невозможность летней эксплуатации тяжелых машин принесли убытки, и опыты прекратились.

Российское военное ведомство приобрело два первых тягача в Великобритании в 1876 году. В том же году два тягача поставили отечественные «Мальцовские заводы». Назывались эти машины в те времена паровозами. Всего для Военного министерства за 1876–1877 годы было приобретено 12 локомотивов на сумму 74 973 руб. 38 коп. По высочайшему повелению от 5 апреля 1877 года началось формирование отдельной части, получившей название «Особая команда дорожных паровозов».
29 мая — День военного автомобилиста
 29 
мая — День военного автомобилистаВ современных условиях военная автомобильная техника в общей системе Вооруженных Сил Российской Федерации занимает особое положение, являясь главным средством обеспечения подвижности войск и основным средством обеспечения их боевой деятельности. Важнейшей задачей автомобильных войск является транспортировка подвижных систем вооружения и оборудования.
В настоящее время в Ракетных войсках стратегического назначения, Войсках противовоздушной обороны, Военно-воздушных силах, Военно-морском флоте, в Тыле Вооруженных Сил России практически все наземное вооружение смонтировано на автомобильных базовых шасси, а по Вооруженным Силам этот показатель составляет более 95%.
В этом году военные автомобилисты России отметят 100-летие со дня образования первого автомобильного подразделения русской армии. В этот юбилей уместно вспомнить основные вехи становления и развития автомобильных войск.
Танк-робот из Харькова – пожарная машина будущего
Танк-робот из Харькова – пожарная машина будущего
В новостных лентах с недобрым постоянством появляются сообщения о пожарах на арсеналах, базах хранения, парках армейской техники. Даже если очередной инцидент и обходится без жертв, то всякая деятельность на несколько километров вокруг парализуется – пожарная техника не в состоянии управиться с горящими штабелями боеприпасов. Обычная тактика в таких случаях – эвакуировать людей и дождаться, пока опасный объект выгорит дотла. Цена этого бессилия – не только уничтоженное имущество, здания и сооружения, но и последующие дорогостоящие работы по поиску и обезвреживанию разлетевшихся порой на километры вокруг «подарков».

Казалось бы, решение проблемы лежит на поверхности – у военных горит? Пусть военная техника и тушит! Поставить на танк цистерну побольше – и вперёд! По этому принципу и создан ряд гусеничных пожарных машин высокой защищённости: российская «Сойка», украинская «ГПМ-54», чешская «SPOT-55». Не остались в стороне и китайские конструкторы, установившие цистерну на «рабочую лошадку китайского танкиста» – танк «Тип-59».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Pinterest

Авто-мото новости

Популярные материалы

OK-timeline