В Кременчуг производственную линейку тяжелых трехосных грузовиков привезли с Ярославского автомобильного завода, история которого уходит в дореволюционный 1916 год. Тогда промышленник Владимир Александрович Лебедев открыл один из первых в России автомобильных заводов, нацеленный на удовлетворение оборонных заказов. Планировали выпускать полуторки английской марки «Кросслей», но все карты смешала гражданская война, после которой завод превратился в ведущего производителя тяжелых грузовиков для армии и народного хозяйства Советского Союза.
КрАЗ-214. Украинский солдат родом из Ярославля
История Кременчугского автомобильного завода самым непосредственным образом связана с Советской Армией. В первом поколении КрАЗов настоящим бойцовским характером выделялся полноприводный тяжеловес с индексом «214»
Инженерные войска и транспорт
|
Миасские мастера: последние из династии карбюраторных «Уралов»
В замечательной истории исконно военного грузовика семейства «Урал-375» есть немало примеров адаптации машины под гражданские нужды, а также для экстремальных условий. Концепция бензинового вездехода из Миасса оставила после себя богатое наследие |
«Уралы» 300-й серии: плавающие и пятиосные
Машины «Урал» первой бензиновой генерации, которую условно можно назвать 300-й серией, со временем обросли множеством вариаций. Для полноценного знакомства с серией впору писать отдельную книгу |
«Урал-375»: идеал боевой колесницы
Знаменитое семейство грузовиков «Урал». Одно из немногих в отрасли, которое изначально зарождалось для нужд Министерства обороны СССР. Первенцем стал бензиновый «Урал-375», вобравший все лучшие технические решения эпохи |
ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации
Уже в первый год производства ЗИЛ-157 получил Гран-при Всемирной выставки в Брюсселе, что доказало актуальность для своего времени выбранных инженерами конструкторских решений. Однако за 34 года производства машина практически не менялась технически |
ЗИЛ-157: «автомат Калашникова» среди армейских грузовиков
ЗИЛ-157 известен не только надёжностью и проходимостью. Он стал первым отечественным грузовиком, воплотившим в массовом производстве полный привод, односкатные шины по кругу и централизованную подкачку шин |
Лёгкие транспортные средства семейства «Сармат»
В обозримом будущем спецподразделения могут получить новый образец техники – лёгкое специальное транспортное средство «Сармат». Сейчас новые автомобили этого семейства проходят необходимые испытания |
Изделие «Ягуар»: УАЗ, который научился плавать
Среди всего разнообразия кошачьих только ягуара можно назвать водным хищником. Очевидно, именно этот факт стал решающим для наименования секретного советского проекта разработки амфибии на базе внедорожника УАЗ-469 |
Проект «Река»: боевое земноводное из Тольятти
В начале 70-х годов у Министерства обороны СССР появилась потребность в массовых водоплавающих машинах легкого класса, предназначенных для командного состава армии. Задания на разработку получили заводские КБ в Ульяновске и Тольятти |
ЗИЛ-131. Последний герой завода имени Лихачева
Полноприводный армейский грузовик, ведущий свою родословную от конструкторского бюро московского завода имени Лихачева, стал для вооруженных сил самой востребованной базой для размещения широкого спектра оборудования |
Капотный ЗИЛ-131: история и поиски идеала
«Универсальный боец»: именно так можно назвать армейский полноприводный трехосный ЗИЛ-131. Обладая грузоподъемностью в 3,5 тонны и недюжинной проходимостью, грузовик решал в армии огромный спектр задач |
ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
131-я машина завода имени Лихачёва по совокупности характеристик стала одним из лучших грузовиков Вооруженных Сил СССР и не уступала по эффективности лучшим зарубежным аналогам. Во многом это стало возможно благодаря длительному периоду разработки |
«Садко» и другие преемники «Шишиги»
В конце 90-х годов легендарный ГАЗ-66 после 35 лет производства сняли с конвейера. В армии, однако, по машине долго не скучали: в 1996 году на вооружение приняли капотный грузовичок «Садко» |
Амфибийный транспортёр XM-158 Drake. «Селезень» для замены «Утки»
Во время Второй мировой войны хорошо себя проявил амфибийный транспортёр DUKW. После войны развитие его идей продолжилось, и их итогом стала машина XM-158 Drake. Впрочем, весьма интересный образец не поступил на снабжение |
ГАЗ-66: ОКР «Балетчик» и дизели
Перевод «Шишиги» на дизельное топливо стал одной из главных задач программы модернизации машины в 80-х годах. Со временем должна была появиться новая машина, ГАЗ-3301. Однако развал Советского Союза поставил на этих начинаниях крест |
ГАЗ-66: войны и эксперименты
«Шишига» - уникальная машина по многим причинам. В том числе и потому, что на её платформе было создано бесчисленное множество модификаций |
Понтонно-мостовое хозяйство Европы в порядке. Европейцы готовы к приходу русских
Многие северные европейские страны развертывают свои мосты на грузовиках без использования прицепов. К примеру, с экспедиционной точки зрения для развертывания парома F3XP длиной 21 метр необходимо 4 грузовика |
Улучшение понтонно-мостового хозяйства Европы
Промышленность западных стран, вероятно, начнет проектировать мостовые системы нового поколения. Они появятся уже лет через десять, а пока многие компании заняты модернизацией существующих систем |
Система дистанционного минирования M138 Flipper (США)
Система дистанционного минирования M128 GEMMS эффективно решала свои задачи, но была слишком крупной и не всегда удобной для использования. В связи с этим в 1991 г. на вооружение армии США был принят новый комплекс M138 Flipper |
«Шишига»: легенда номер 66
ГАЗ-66 по праву можно считать одним из символов Советской Армии – он на протяжении почти сорока лет был единственным легким грузовиком сухопутных войск. В то же время «Шишига» была сплавом очень противоречивых конструкторских решений |
Arquus Scarabee – гибридный бронеавтомобиль
Производителем нового бронеавтомобиля для французской армии является компания Arquus. Это новый бренд предприятия с многолетней историей Renault Trucks Defense. Смена названия компании произошла только в 2018 году. Именно под этим брендом сегодня выпускается французская военная продукция брендов Acmat и Panhard. |
Преимущества и недостатки минных заградителей «Клещ-Г»
Не так давно состоялся первый показ универсальных минных заградителей, созданных в рамках ОКР «Клещ-Г». Реальные перспективы этой техники пока остаются неизвестными, но можно рассмотреть ее и найти сильные и слабые стороны. |
ВТС «Ладога». Специальный транспорт для особых задач
В любых условиях командование должно сохранять работоспособность и возможность управления войсками или гражданскими структурами. С этой целью в начале восьмидесятых годов было создано высокозащищенное транспортное средство «Ладога» |
Танки-мосты семейства Churchill ARK (Великобритания)
Во время Второй мировой войны на вооружении британской армии состояло множество различных инженерных бронемашин, в том числе мостоукладчики и танки-мосты. Одним из средств преодоления препятствий были машины Churchill Ark |
Один из самых необычных мотоциклов времен 2-ой Мировой войны
Welbike — необычный мотоцикл Второй Мировой войны, состоял на вооружении у Британской разведывательно–диверсионной службы. Весил он всего 32 килограмма.
Односкоростной байк развивал скорость до пятидесяти километров в час. Без дозаправки мог проехать до 145 километров. |
Среди тяжелых транспортных вертолетов всех стран мира так и не появилось конкурента российской машине
В прошлом месяце российские вертолетостроители отмечали 50-летний юбилей со дня первого полета уникального вертолета Ми-10, давшего новый толчок развитию тяжелых вертолетов – как в нашей стране, так и в мире в целом. В последующем на его базе был создан вариант Ми-10К, а затем и тяжелый транспортный вертолет Ми-26, до сих пор не имеющий равных в мире. И сегодня в мире наметилась устойчивая тенденция растущего спроса на тяжелые транспортные вертолеты (ТТВ). Причем удовлетворить возникающие потребности теперь можно лишь за счет кардинальной модернизации имеющихся образцов вертолетной техники либо же – что наиболее предпочтительно по ряду причин – путем создания новых моделей.
|
Компания Mercedes-Benz представила военный концепт-кар
Компания Mercedes-Benz представила прототип легкого бронированного патрульного автомобиля LAPV 6.X, построенный на базе внедорожника G-класса и предназначенный для военных нужд. Он придет на смену автомобилю LAPV 5.4, который в настоящее время находится на вооружении немецкой армии. Концепт-кар LAPV 6.X, как и его предшественник, построен на платформе внедорожника G-Class и оснащен стандартным дизельным двигателем V6 объемом три литра и мощностью 224 лошадиные силы. Он позволяет автомобилю разгонятся до 150 километров в час даже при перевозке 1,3 тонны груза. По информации разработчиков, концепт-кар получил 450-миллиметровый дорожный просвет. Угол въезда и съезда автомобиля составляет 50 и 45 градусов соответственно. В LAPV 6.X имеется компрессор, который позволяет изменять давление в шинах в различных дорожных ситуациях. |
Последователи Кегресса
Обычные двух- и многоосные полноприводные машины при всех усовершенствованиях конструкции до сих пор относятся к категории «повышенной проходимости». В нише «машин высокой проходимости» или «вездеходных» первые места занимают гусеничные. Пара гусениц достаточной ширины, при определенной длине опорной поверхности, должном расположении опорных катков, ведущих и направляющих колес обеспечивает небольшое давление на грунт и хорошее сцепление с грунтом, большее тяговое усилие, уверенное преодоление различных препятствий и поворотливость.
Стремление к унификации машин высокой проходимости привело к появлению многоцелевых гусеничных шасси, пригодных для перевозки войск и имущества, монтажа вооружения и специального оборудования в бронированном и небронированном вариантах. Классическим примером гусеничного многоцелевого шасси легкого класса стал советский бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБу грузоподъемностью 4,0 тонны, базовая машина унифицированного (и едва ли не самого многоликого) семейства гусеничных машин, широко применяющихся и сейчас. Можно привести в пример также российские транспортеры-тягачи МТ-СМ и МТ-Т, используемые для буксировки различных систем массой до 15—25 тонн (при этом часть грузов или расчет перевозится на самом транспортере), монтажа ракетных, пушечно-ракетных комплексов, инженерного оборудования. Скорость хода таких «самоходов» весьма приличная — до 70 километров в час. |
Военно-грузовое такcи
Значение автомобилей для снабжения и перевозки войск показал опыт Первой мировой войны. Вот пример, вошедший в хрестоматии: уже в начале сентября 1914 года германские войска подошли к Парижу; бои шли на Марне в 50 километрах от него. В Париже была расквартирована 7-я пехотная дивизия, но не хватало средств для ее быстрой переброски к фронту в полном составе. Командующий Парижским укрепрайоном решил использовать городское такси. В ночь на 8 сентября 1 100 «мобилизованных» «Рено» доставили к фронту пять батальонов одной пехотной бригады (другая бригада со всей артиллерией прибыла по железной дороге), и с утра дивизия вступила в бой, атакуя фланг ударной германской группировки. Локальный эпизод Марнского сражения стал легендой, а «марнское такси» положило начало массовым автомобильным перевозкам войск. Количество автомобилей в войсках стремительно росло. В 1918 году во французской армии было около 95 000 автомобилей, в британской — 80 000, в германской — 60 000. Русская армия за счет закупок за границей к октябрю 1917 года получила чуть более 21 000 автомобилей.
|
Между джипом и багги
Механический двигатель появился в армии давно, и самая старая задача, решавшаяся с его помощью, — снабжение войск. Паровые тракторы доставляли грузы британским войскам еще во время Крымской войны. С началом XX века в армию пришел автомобиль с бензиновым двигателем, а к концу столетия семейство военизированных «легковушек», внешне не слишком похожих на свои гражданские аналоги, сильно разрослось.
Накануне Первой мировой войны в ряде армий уже имелись автомобильные подразделения. Речь пока шла в основном о моторизации тылов и штабов, хотя уже планировали использовать автомобили под самоходные радиостанции и прожекторы, под установку орудий, для эвакуации раненых. С началом войны они перебрасывали войска, буксировали артиллерийские орудия и разнообразные прицепы, доставляли на место средства ремонта. То есть уже тогда определился круг задач, решаемых автомобилями в армии. В межвоенный период моторизация в виде широкого введения в войска колесного и гусеничного транспорта стала одной из главных забот всех передовых армий, независимо от выбранных ими стратегических концепций. Операции Второй мировой войны уже невозможно представить без массового использования военной автомобильной техники (ВАТ). |
Колеса Второй мировой войны
Жестокая конкурентная борьба за получение заказа от вермахта на поставку в армию тяжелого армейского мотоцикла между ведущими немецкими компаниями привела к появлению передовых образцов мотоциклов и значительно продвинула вперед это вид транспорта.
|
От паровой телеги до броневика
Автомобильным войскам России исполнилось сто лет Прародителя автомобиля – паровую повозку впервые изготовил в 1769 году по заказу французского военного ведомства капитан Никола Жозеф Кюньо. Армия в очередной раз выступила в роли двигателя технического прогресса. В середине XIX века уже в нескольких странах выпускались паровые дорожные локомобили. В России первые опыты с новым средством передвижения прошли на льду Финского залива и Невы зимой 1861–1862 годов. По маршруту Кронштадт–Петербург курсировали два пассажирских поезда по 15 вагонов. Вместо передних колес у 12-тонных локомотивов стояли массивные лыжи. Но ненадежный лед и невозможность летней эксплуатации тяжелых машин принесли убытки, и опыты прекратились. Российское военное ведомство приобрело два первых тягача в Великобритании в 1876 году. В том же году два тягача поставили отечественные «Мальцовские заводы». Назывались эти машины в те времена паровозами. Всего для Военного министерства за 1876–1877 годы было приобретено 12 локомотивов на сумму 74 973 руб. 38 коп. По высочайшему повелению от 5 апреля 1877 года началось формирование отдельной части, получившей название «Особая команда дорожных паровозов». |
29 мая — День военного автомобилиста
В современных условиях военная автомобильная техника в общей системе Вооруженных Сил Российской Федерации занимает особое положение, являясь главным средством обеспечения подвижности войск и основным средством обеспечения их боевой деятельности. Важнейшей задачей автомобильных войск является транспортировка подвижных систем вооружения и оборудования. В настоящее время в Ракетных войсках стратегического назначения, Войсках противовоздушной обороны, Военно-воздушных силах, Военно-морском флоте, в Тыле Вооруженных Сил России практически все наземное вооружение смонтировано на автомобильных базовых шасси, а по Вооруженным Силам этот показатель составляет более 95%. В этом году военные автомобилисты России отметят 100-летие со дня образования первого автомобильного подразделения русской армии. В этот юбилей уместно вспомнить основные вехи становления и развития автомобильных войск. |
Танк-робот из Харькова – пожарная машина будущего
В новостных лентах с недобрым постоянством появляются сообщения о пожарах на арсеналах, базах хранения, парках армейской техники. Даже если очередной инцидент и обходится без жертв, то всякая деятельность на несколько километров вокруг парализуется – пожарная техника не в состоянии управиться с горящими штабелями боеприпасов. Обычная тактика в таких случаях – эвакуировать людей и дождаться, пока опасный объект выгорит дотла. Цена этого бессилия – не только уничтоженное имущество, здания и сооружения, но и последующие дорогостоящие работы по поиску и обезвреживанию разлетевшихся порой на километры вокруг «подарков».
Казалось бы, решение проблемы лежит на поверхности – у военных горит? Пусть военная техника и тушит! Поставить на танк цистерну побольше – и вперёд! По этому принципу и создан ряд гусеничных пожарных машин высокой защищённости: российская «Сойка», украинская «ГПМ-54», чешская «SPOT-55». Не остались в стороне и китайские конструкторы, установившие цистерну на «рабочую лошадку китайского танкиста» – танк «Тип-59». |
Комментариев нет:
Отправить комментарий