вторник, 9 января 2024 г.

Автомобилизм виделся в девятнадцатом веке прежде всего как спорт. О колесах в прессе...



О колесах в прессе...


Как мы уже знаем, пресса, а вер­нее, один из ее представителей, был "прямым виновником" появления самохода в России. Не осталась она равнодушной и к дальнейшей судьбе этого "гадкого утенка". На страни­цах газет и журналов стали появ­ляться материалы, рассказывавшие о распространении нового средства передвижения, прогнозы на буду­щее, восторженные отзывы о его возможностях, а одновременно с этим и нападки. Были в России и журналы, довольно объективно оце­нивавшие новшество и пророчив­шие ему большое будущее. Большинство из них занималось популя­ризацией спорта во всех его видах, а автомобилизм виделся тогда прежде всего как спорт. Потому-то спортив­ная пресса и выделяла место на сво­их страницах для "новостей автомо­билизма". Поскольку литература эта была достаточно самобытной и интересной, то необходимо рассказать и о ней самой. Впервые неболь­шие заметки по автомобильному де­лу стали появляться в журнале "Ве­лосипед и речной яхт-клуб". Мес­том его издания была Москва, а ре­дактором — С.П. Яновский. Жур­нал выходил 3 раза в месяц на про­тяжении нескольких лет, правда, за это время он неоднократно менял название. Сначала на "Велосипе­дист", а затем стал именоваться "Велосипедный спорт". Велосипед был его основной темой, но находи­лось место и для парусного, гребного и "конькового" видов спорта, счи­тавшихся тогда основными, наряду с атлетикой, гимнастикой и борь­бой. Главной целью издания, со­гласно заявлению редакции, было "ознакомление спортсменов с исто­рией спорта в России и с современ­ным его состоянием". Судя по отзы­вам современников, это удалось. Из материалов "Велосипедиста" чита­тели узнавали о соратниках по увле­чениям, живущих в других городах, о биографиях наиболее выдающих­ся деятелей российского спорта.

Издание просуществовало до конца 1895 года. В последнем номе­ре была помещена прощальная статья. О причинах прекращения журнала теперь можно только дога­дываться, так как о них в той статье не упоминалось. Журнал был неиз­меримо выше своего основного кон­курента — журнала "Циклист", и его исчезновение вызвало недоуме­ние не только среди подписчиков, но и среди спортсменов. Поговаривали даже, что редактор его С.П. Янов­ский "выказал себя настолько джентльменом, немного даже Дон-Кихо­том порядочности", что не захотел переходить дорогу только что наро­дившемуся "Циклисту".

 

 

Один из номеров журнала "Циклист".

 

Одновременно с московским "Велосипедистом" в Петербурге из­давался свой журнал — "Велоси­пед", редактором-издателем кото­рого был В.Э. Сакс, а затем его на этом посту сменил Г.Т. Назаров, ко­торый в свое время уступил место И.А. Богельману. Через четыре года после своего рождения журнал был избран Обществом велосипедистов-туристов С.-Петербурга своим офи­циальным органом. Исходя из но­вых интересов, издание освещало в основном не велогонки, а туристи­ческие поездки на велосипедах, имело "довольно солидный" техни­ческий отдел. Все это позволило в короткие сроки завоевать уважение подписчиков. Но постепенно редакция увлеклась "бизнесом", и отно­шение к журналу сильно перемени­лось. Дело в том, что при журнале открылся склад велосипедов, каче­ство которых оставляло желать луч­шего, но, поскольку в деле присут­ствовал коммерческий интерес, журнал был вынужден помещать на своих страницах рекламу этих вело­сипедов. Отсюда потеря доверия и, соответственно, падение спроса. В 1898 году журнал, просуществовав семь лет, закрылся, несмотря на по­пытки петербургских спортсменов продолжать издание.

Но с исчезновением с горизонта "Велосипеда" петербургские спорт­смены не остались без журнала. С 1894 года там выпускался еще один — "Самокат". Название было при­думано издателем А.И. Орловским. Поначалу он выходил еженедельно по средам и годовая подписка стоила 4 рубля. Но уже во второй год "Са­мокат" стал выходить по субботам, а еще через год изменилась и цена: журнал подорожал до 5 рублей. Из­давался "Самокат" при магазине А.И. Орловского, специализировав­шегося на продаже велосипедов. Нужно сказать, что история нашей спортивной печати тесно связана с торговыми предприятиями, распро­странявшими по стране новинки техники — велосипеды, мотоцик­летки, автомобили и запчасти к ним. "Самокат" в этом смысле — одна из первых ласточек. Впослед­ствии ситуация, когда та или иная фирма в рекламных целях издает свой "спортивный" журнал, стала обычной и многие журналы, посвя­щенные техническим видам спорта и туризму во всех его проявлениях издавались с целью рекламы.

 

  1. Дальше: Из истории автомобиля. Часть третья. О колесах в прессе...

     








  2. Из истории автомобиля. Часть четвертая. «Российское Автомобильное Общество» и другие

     








  3. Из истории автомобиля. Часть пятая. Гонки, пробеги, экскурсии

     

  4. Из истории автомобиля. Часть шестая. Российские автосалоны


     






  5. Из истории автомобиля. Часть седьмая. На русских заводах русскими рабочими

     









1 комментарий:

Pinterest

Авто-мото новости

Популярные материалы

OK-timeline