О колесах в прессе...
Как мы уже знаем, пресса, а вернее, один из ее представителей, был "прямым виновником" появления самохода в России. Не осталась она равнодушной и к дальнейшей судьбе этого "гадкого утенка". На страницах газет и журналов стали появляться материалы, рассказывавшие о распространении нового средства передвижения, прогнозы на будущее, восторженные отзывы о его возможностях, а одновременно с этим и нападки. Были в России и журналы, довольно объективно оценивавшие новшество и пророчившие ему большое будущее. Большинство из них занималось популяризацией спорта во всех его видах, а автомобилизм виделся тогда прежде всего как спорт. Потому-то спортивная пресса и выделяла место на своих страницах для "новостей автомобилизма". Поскольку литература эта была достаточно самобытной и интересной, то необходимо рассказать и о ней самой. Впервые небольшие заметки по автомобильному делу стали появляться в журнале "Велосипед и речной яхт-клуб". Местом его издания была Москва, а редактором — С.П. Яновский. Журнал выходил 3 раза в месяц на протяжении нескольких лет, правда, за это время он неоднократно менял название. Сначала на "Велосипедист", а затем стал именоваться "Велосипедный спорт". Велосипед был его основной темой, но находилось место и для парусного, гребного и "конькового" видов спорта, считавшихся тогда основными, наряду с атлетикой, гимнастикой и борьбой. Главной целью издания, согласно заявлению редакции, было "ознакомление спортсменов с историей спорта в России и с современным его состоянием". Судя по отзывам современников, это удалось. Из материалов "Велосипедиста" читатели узнавали о соратниках по увлечениям, живущих в других городах, о биографиях наиболее выдающихся деятелей российского спорта.
Издание просуществовало до конца 1895 года. В последнем номере была помещена прощальная статья. О причинах прекращения журнала теперь можно только догадываться, так как о них в той статье не упоминалось. Журнал был неизмеримо выше своего основного конкурента — журнала "Циклист", и его исчезновение вызвало недоумение не только среди подписчиков, но и среди спортсменов. Поговаривали даже, что редактор его С.П. Яновский "выказал себя настолько джентльменом, немного даже Дон-Кихотом порядочности", что не захотел переходить дорогу только что народившемуся "Циклисту".
Один из номеров журнала "Циклист".
Одновременно с московским "Велосипедистом" в Петербурге издавался свой журнал — "Велосипед", редактором-издателем которого был В.Э. Сакс, а затем его на этом посту сменил Г.Т. Назаров, который в свое время уступил место И.А. Богельману. Через четыре года после своего рождения журнал был избран Обществом велосипедистов-туристов С.-Петербурга своим официальным органом. Исходя из новых интересов, издание освещало в основном не велогонки, а туристические поездки на велосипедах, имело "довольно солидный" технический отдел. Все это позволило в короткие сроки завоевать уважение подписчиков. Но постепенно редакция увлеклась "бизнесом", и отношение к журналу сильно переменилось. Дело в том, что при журнале открылся склад велосипедов, качество которых оставляло желать лучшего, но, поскольку в деле присутствовал коммерческий интерес, журнал был вынужден помещать на своих страницах рекламу этих велосипедов. Отсюда потеря доверия и, соответственно, падение спроса. В 1898 году журнал, просуществовав семь лет, закрылся, несмотря на попытки петербургских спортсменов продолжать издание.
Но с исчезновением с горизонта "Велосипеда" петербургские спортсмены не остались без журнала. С 1894 года там выпускался еще один — "Самокат". Название было придумано издателем А.И. Орловским. Поначалу он выходил еженедельно по средам и годовая подписка стоила 4 рубля. Но уже во второй год "Самокат" стал выходить по субботам, а еще через год изменилась и цена: журнал подорожал до 5 рублей. Издавался "Самокат" при магазине А.И. Орловского, специализировавшегося на продаже велосипедов. Нужно сказать, что история нашей спортивной печати тесно связана с торговыми предприятиями, распространявшими по стране новинки техники — велосипеды, мотоциклетки, автомобили и запчасти к ним. "Самокат" в этом смысле — одна из первых ласточек. Впоследствии ситуация, когда та или иная фирма в рекламных целях издает свой "спортивный" журнал, стала обычной и многие журналы, посвященные техническим видам спорта и туризму во всех его проявлениях издавались с целью рекламы.
Дальше: Из истории автомобиля. Часть третья. О колесах в прессе...
Из истории автомобиля. Часть четвертая. «Российское Автомобильное Общество» и другие
Из истории автомобиля. Часть пятая. Гонки, пробеги, экскурсии
Из истории автомобиля. Часть шестая. Российские автосалоны
Из истории автомобиля. Часть седьмая. На русских заводах русскими рабочими
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить