суббота, 13 января 2024 г.

РАФ-04, самый первый в СССР прицеп-дача промышленного изготовления



ГАЗ-М20 "Победа" и прицеп-дача РАФ-04 с разложенной террасой (маркизой). Источник - https://ru.cars.photo/

В1958 году в Риге сделали первый в СССР прицеп-дачу РАФ-04. Его предполагалось транспортировать автомобилем Победа. Для страны подобное было полной неожиданностью. Еще были свежи уголовные дела из-за преклонения перед Западом, и тут же внезапная свобода передвижения, да еще с собственной дачей на хвосте. Покупать такое изделие никто не собирался, но прецедент воодушевлял.
Презентационный альбом 1958 года, посвященный прицепу РАФ-04. Его странный на первый взгляд индекс означал не порядковый номер модели, а количество мест в салоне: «04» – значит, прицеп для четырех путешественников. Фото Машина Яндекс Дзен.
Презентационный альбом 1958 года, посвященный прицепу РАФ-04. Его странный на первый взгляд индекс означал не порядковый номер модели, а количество мест в салоне: «04» – значит, прицеп для четырех путешественников. Фото Машина Яндекс Дзен.

Встречайте: РАФ-04 образца 1958 года, опытная разработка Конструкторско-технологического бюро при Рижском заводе автобусных кузовов «РАФ» Минавтошосдора Латвийской ССР.

Источник: машина https://dzen.ru/media/mmariya/avtomobilnyi-turizm-v-sssr-kak-vygliadel-pervyi-sovetskii-pricepdacha-5d64fd3b9515ee00ae29ca52

Для рижского предприятия 1958-й год стал поворотным – предопределившим дальнейшую судьбу на 35 лет вперед. Рижане искали для себя новый объект производства и много экспериментировали, и результатами этих экспериментов стали опытные микроавтобусы РАФ-08 «Спридитис» на агрегатах «Москвича», РАФ-10 «Фестиваль» на агрегатах «Победы», а также унифицированный с ними по кузовным элементам прицеп РАФ-04. Как известно, выбор был сделан в пользу микроавтобусов.

Фото Машина Яндекс Дзен.
Фото Машина Яндекс Дзен.

Сложно даже представить, какой роскошью мог показаться подобный прицеп в то время, когда значительная часть населения страны еще ютилась в «коммуналках». Ведь для того, чтоб им обладать, требовались еще как минимум автомобиль классом не меньше «Победы» и вместительный гараж – предметы, каждый из которых в отдельности уже могли сказать о статусе владельца многое. РАФ-04 получил цельнометаллический кузов панельного типа со входной дверью в задней стенке и восемью окнами от микроавтобуса, четыре из которых могли откидываться для проветривания помещения.

Фото Машина Яндекс Дзен.
Фото Машина Яндекс Дзен.

В качестве основного тягача для РАФ-04 рассматривалась «Победа», поэтому специально для нее силами КТБ РАФ был разработан оригинальный фаркоп (с беззазорной сцепкой), не требующий никакой переделки кузова: он фиксировался мощными болтами крепления заднего бампера. Рессоры и амортизаторы подвески, а также колеса вместе с декоративными колпаками позаимствовали у той же «Победы». Интересно, что на прицеп поставили совершенно ненужные ему шины с вездеходным рисунком протектора, поскольку только такие завод и смог раздобыть: привет системе плановой экономики!

На фотографии, вероятно, одна из модификаций прицепа-дачи РАФ-04. Источник - https://ru.cars.photo/
На фотографии, вероятно, одна из модификаций прицепа-дачи РАФ-04. Источник - https://ru.cars.photo/

Внутри прицеп был разделен на два помещения: собственно жилую комнату и изолированный тамбур, где располагались шкафчики для хранения одежды, посуды и продуктов. Здесь же имелась небольшая «варочная панель»: открытая полка, куда можно было поставить газовую плитку и газовые баллоны типа «Турист».

РАФ-04, самый первый в СССР прицеп-дача промышленного изготовления, изображение №6

«Кухонный блок» в тамбуре прицепа РАФ-04: открытая полка с газовой плитой, сверху которой стоит чайник. Слева на фото виден краешек дивана в жилой комнате, справа за кадром – дверь на улицу. Фото Машина Яндекс Дзен.

Салон же был выполнен по типу купе в вагоне поезда и состоял из двух диванов, поставленных друг напротив друга. Поднимая спинки вверх и фиксируя их в этом положении цепочками, можно было получить четыре полноценных спальных места. Вот только вместо складного столика между диванами в прицепе расположили тумбочку с открытыми и закрытыми полочками. Оригинально был решен вопрос с электропитанием салона. Поскольку использовать для этих целей стандартную свинцовую аккумуляторную батарею было очевидной утопией (заряжать-то ее как уже через полдня использования?), для освещения «рафовцы» применили керосиновую лампу с термоэлектрическим элементом, который позволял запитать батарейный радиоприемник. Вот так вот: зажигаешь керосинку, и начинает играть радио! Что ты скажешь на это, Илон Маск? ))

РАФ-04, самый первый в СССР прицеп-дача промышленного изготовления, изображение №7

Интерьер жилой комнаты: два дивана, трансформирующихся в четыре кровати, и тумбочка между ними. Фото Машина Яндекс Дзен.

А где же столик? Его предполагалось ставить на улице. Сбоку к крыше прицепа пристраивался каркас из легких алюминиевых трубок и стоек, на который натягивался тент из симпатичной полосатой материи. Получался функциональный аналог современной складной маркизы. Правда, слово «маркиза» применительно к складному навесу тогда еще было не в ходу, а потому всю эту конструкцию вместе с накрываемым ею пространством рижские конструкторы назвали «террасой площадью 10 км. метров». Вот на этой-то террасе и предполагалось расставить комплект складной дачной мебели, включающей в себя, помимо столика, еще и четыре стула.

РАФ-04, самый первый в СССР прицеп-дача промышленного изготовления, изображение №8

Прицеп РАФ-04 в «боевом положении»: к крыше пристроен навес, образующий террасу со столиком и четырьмя стульями. Фото Машина Яндекс Дзен.

Конечно, первый советский туристический прицеп имел свои недостатки, причем весьма серьезные. Кузов его, имея солидные наружные габариты (3570х1725х2100 мм), не обладал должным простором внутри. В частности, высота потолка в тамбуре составляла всего 174 см, а в жилой комнате снижалась до 155 см, заставляя перемешаться внутри в полусогнутом состоянии. Серьезным получился и собственный вес: 950 кг. С учетом скромной мощности двигателя «Победы» (50-52 л.с.), путешествие с прицепом РАФ-04 обещало быть долгим… ))

Фото Машина Яндекс Дзен.
Фото Машина Яндекс Дзен.

Но, тем не менее, само появление такого прицепа в далеком 1958 году – факт удивительный и заслуживающий уважения, хотя и никак не повлиявший на дальнейшее развитие туризма в СССР.

Из истории автомобиля. Часть первая. Паровые и первые









  • Из истории автомобиля. Часть вторая. Мундир военный примеряя...






     

  • Из истории автомобиля. Часть третья. О колесах в прессе...

     








  • Из истории автомобиля. Часть четвертая. «Российское Автомобильное Общество» и другие

     








  • Из истории автомобиля. Часть пятая. Гонки, пробеги, экскурсии

     

  • Из истории автомобиля. Часть шестая. Российские автосалоны


     






  • Из истории автомобиля. Часть седьмая. На русских заводах русскими рабочими

     









  • Комментариев нет:

    Отправить комментарий

    Pinterest

    Авто-мото новости

    Популярные материалы

    OK-timeline